Типы самореализации личности в спорте
Проблема самореализации личности является одной из центральных как в практической психологии и ее прикладных отраслях, так и в теории и методологии науки.
Методика и организация исследования
В ходе исследования использовался авторский опросник для исследования типов самореализации личности спортсмена и методы математико-статистической обработки результатов. Опросник включал 18 вопросов, по 6 вопросов на каждый тип самореализации. В качестве диагностируемых типов самореализации выступили следующие: социально-статусная самореализация; профессионально-деятельностная самореализация; узколичностная самореализация. Каждый тип самореализации диагностировался по двум параметрам: 1) значимость типа самореализации (степень
выраженности стремления); 2) возможность типа самореализации (наличие условий и успешность).
Методика также позволяет выявить наличие внутриличностных конфликтов,
вызванных несоответствием стремлений и возможностей занятий спортом. В исследовании приняли участие спортсмены в возрасте от 12 до 21 года, представляющие спорт высших достижений (n=52) и массовый спорт (n=52), посещающие спортивные залы в Киеве.
Результаты исследования и их обсуждение
У спортсменов, представляющих спорт высших достижений, чем выше разряд, тем выше стремление и значимость профессионально-деятельностной самореализации. Средние
арифметические показатели значимости профессионально-деятельностной самореализации у них также оказались значимо выше, чем социально-статусной и узколичностной самореализации. У спортсменов, представляющих массовый спорт, значимо более высокими оказались социально-статусная и узколичностная самореализация. В каждой группе спортсменов были выявлены отдельные спортсмены, переживающие внутренний конфликт из-за несоответствия их стремлений и возможностей самореализации в занятиях спортом: имеющие высокие стремления, но низкие возможности; имеющие высокие возможности, но низкие стремления.
Вывод
Проведенное исследование подтвердило возможность на основе полученных результатов выявить различные типы самореализации спортсменов и обеспечить в последующем дифференцированный подход к организации тренировочного процесса и определению направлений спортивной карьеры субъектов спортивной деятельности.